Проекты

Название проекта: «В гостях у симфонического оркестра».
Руководитель проекта: музыкальный руководитель.
Образовательная область: художественно-эстетическая, познавательно-исследовательская и музыкальная деятельность.
Возраст участники: дети старшей группы.
Состав проектной группы: дети,музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность: средней продолжительности - январь – март 2015 года.
Цели проекта:
1. Воспитание культуры слушания симфонической музыки;
2. Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра;
3. Развитие творческих способностей у детей средствами музыки;
4. Обогащение словарного запаса.
Задачи проекта:
1. Формировать эстетическое восприятия окружающего мира.
2. Формировать потребность в восприятии музыки.
3. Обогатить музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
4. Развить познавательные и творческие способности.
5. Развить мыслительную деятельность, память, слух, фантазию.
6. Развить желание пользоваться специальной терминологией.

Оборудование, необходимое для реализации проекта:
1. Музыкальные уголки в старших группах.
2. Музыкальные инструменты (синтезатор, фортепиано, флейта, скрипка).
3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, духовые, шумовые.
Наглядный материал: фотографии и иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов,видеозаписи симфонического оркестра и от-дельных групп оркестра.
Технические средства: телевизор, компьютер.
Сотрудничество с детской музыкальной школой города Заречный., портреты композиторов, карточки с изображением музыкальных инструментов для викторины, видеофильмы с записью игры на инструментах,
Аннотация
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому педагогу необходимо искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых технологий. Важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, игра на музыкальных инструментах и т. д. Каждый музыкальный инструмент отличается не только своим внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и т. д. Разобраться в большом их разнообразии ребёнку-дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей. Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов симфонического оркестра!
Предполагаемые продукты проекта:
-игровые занятия по слушанию музыки;
-интегрированные занятия;
-слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
-работа с познавательной литературой;
-продуктивная деятельность (изодеятельность);
-музыкальные гостиные;
-музыкальные викторины;
-релаксационные паузы;
-посещение концертов классической музыки;
-встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами-исполнителями г.Заречного.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Дети:
• дети проявляют интерес к прослушиванию классической музыки и к музыкальной культуре;
• знают историю происхождения музыкальных инструментов, знают к ка-кой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы извлечения звука;
• различают на слух и дают название музыкальных инструментов, самостоятельно классифицируют их.
• различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрациям, по загадкам, умеют о них рассказать;
• могут самостоятельно сделать оркестровку с помощью детских музыкальных инструментов;
• получает удовольствие от совместной деятельности со взрослым, стремится к такой деятельности.
Родители:
• активные и заинтересованные участники педагогического процесса;
• повышение общей и музыкальной культуры;
• проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей со звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра;
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
• посещают музыкальный театр, отчётные концерты музыкальной школы и ДК «Ровесник».
Педагоги:
• Оснащение музыкального уголка (накопительные папки с иллюстрациями музыкальных инструментов, с историей возникновения инструментов; загадки и стихи о музыкальных инструментах; C/D диски с записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов; видеотека с записями игры на музыкальных инструментах).
• Оснащение музыкального уголка детскими музыкальными инструментами.
Формы презентации: портфолио проекта, презентация.
Этапы работы над проектом:
1этап:
Формирующий, подготовительный этап реализации проекта Знакомство с симфоническим оркестром в целом и его руководителем (дирижёром)Январь, 2 часа.
2 этап:
Технологический, основной этап реализации проекта Изучение основного состава инструментов симфонического оркестра по группам:
Ударные: малый и большой барабан, литавры, тарелки, кастаньеты.
Деревянно-духовые - с использованием сказки С. Прокофьева «Петя и волк», где каждый инструмент характеризует определённое действующее лицо: лёгкая свистящая флейта - птичку, гнусавый гобой-утку, ворчливый фагот – дедушку.
Медно-духовые: валторна, труба, тромбон, туба.
Участие учеников ДМШ города Заречный в беседах о музыкальных инструментах.
Январь-февраль, 10 часов.
3 этап:
Итоговый этап реализации проекта Проведение мини-диагностики в форме музыкальных загадок и викторин. Март, 2 часа.
4 этап:
Презентационный этап реализации проекта Март, 1час.
Литература
1. Бин Д., Оулдфилд А. «Волшебная дудочка».Теревинф, 2007. – 112 с.
2. Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. «Воспитание музыкой». М.: Просвещение, 1991г. – 205с.
3. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». М., 1968
4. Газарян С. «В мире музыкальных инструментов».2-е изд. –  М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
5. Кабалевский Д. Б. «Про трёх китов и про многое другое». Пермь, 1975.– 44 с.
6. Левашова Г. «Второе рождение музыки». М.:Просвещение, 1966. – 110с.
7. Метлов Н. А. «Музыка – детям». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М., Просвещение, 1985.
8. Михеева Л. «Музыкальный словарь». Изд.«Советский композитор», 1984
9. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». М., 2005.
10. Радынова О. П., Катинене А. И., ПалавандишвилиМ. Л. «Музыкальное воспитание дошкольников».М., 2000.
11. Ракитянская Т. А. «Воспитание звуком». М.:Просвещение, 1996.
12. Юдина Е. И. «Первые уроки музыки и творчества».Юдина Е. И. «Первые уроки музыки и творчества». М.: Аквариум, 1999. –272с.




Проект «Детский альбом П.И.Чайковского»



Цель: развитие художественного восприятия музыки П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.  Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского.
2.  Развивать музыкальный вкус, творческие способности детей.
3.  Учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений.
4.  Учить импровизировать, фантазировать под музыку.
5.  Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения.
6.  Проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского. Выступление на концерте детской филармонии в ДМШ г. Заречный.
Тип: творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Срок реализации: сентябрь 2014 – май 2015 года.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель Кукушкина М.А.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель старшей группы, родители.
Основные направления:
- беседы о творчестве П.И.Чайковского;
- слушание пьес из «Детского альбома»;
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков;
- беседы о духе, традициях, культуре той эпохи;
- изображение музыкальных пьес в рисунках, лепке, аппликации;
- исполнение некоторых пьес из Альбома на детских музыкальных инструментах;
- импровизации и этюды на заданную тему;
- выставка детских рисунков.
Предполагаемые результаты:
Дети:
Ø Повышение интереса к музыке П.И.Чайковского.
Ø Развитие музыкально-художественного восприятия.
Ø Обогащение музыкальной эрудиции.
Ø Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.
Педагоги:
Ø Интерес к музыке П.И.Чайковского.
Ø Проектирование интегрированных занятий, включающих художественное восприятие музыки П.И.Чайковского.

Родители:
Ø Повышение интереса к музыке П.И.Чайковского.
Ø Обогащение домашней фонотеки.
Ø Семейные походы на концерты и спектакли.
Музыкальный руководитель:
Ø Организация работы по ознакомлении. Детей с музыкой П.И.Чайковского.
Ø Развитие профессионально-педагогического творчества: придумывание новых приемов активизации детского музыкального восприятия.
Ø Помощь педагогам и родителям.
1 этап: Подготовительный.
Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.
2 этап: Реализация проекта.
Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П.И.Чайковского. Разучивание с детьми танцев и стихов. Беседы о духе, традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П.И.Чайковского. Рисование, аппликация, лепка на заданную тему, игра на детских музыкальных инструментах.
3 этап: Заключительный.
Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала. Выставка детских рисунков в музыкальном зале. Выступление на концерте детской филармонии в ДМШ г.Заречный.
Продукт проектной деятельности:
Ø комплексное занятие «Музыкальная гостиная». 
Ø выступление на концерте детской филармонии в ДМШ г.Заречный. 

Время
реализации

Описание

Ответственные

Сентябрь
Выявление знаний о композиторе Петре Ильиче Чайковском, о «Детском альбоме». Краткая биография, показ портретов, беседа о «Детском альбоме». Названия 24 пьес.
Слушание: «Камаринская», «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Просмотр русской пляски с использованием мультимедиа.
Этюд: «русская народная пляска».
Подбор иллюстраций по теме «куклы разных эпох».

Музыкальный руководитель
  
Воспитатель

Родители 

Октябрь
Слушание: «Вальс», «Новая кукла», «Мужик на гармонике играет». Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций, рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков.
Разучивание с детьми танца «Вальс».
Импровизация: «танец с новой куклой».
Показ фотографий и иллюстраций гармони. Слушать её звучание.
Свободное рисование красками по теме «Кукла».

Музыкальный руководитель
  
Воспитатель

Родители 

Ноябрь
Слушание: «Полька», «Игра в лошадки».
Беседа о характере музыкальных пьес. Беседа о родине «польки»,  о её характере.
Разучить танец «Полька».
Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа в муз. зале.
Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке), стараться скакать прямым галопом - «наездники».
Выучить стихотворение «Моя лошадка».
Рисование красками по теме «игра в лошадка».
Просмотр сказки «Золушка» в группе.
Обратить внимание на картину бала, какой танец был исполнен  под песенку Золушки?

Музыкальный руководитель

 Воспитатель

Родители 

Декабрь
Слушание: ««Русская песня», « Марш деревянных солдатиков».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Прослушать несколько русских народных песен, определить их характер, о чём в них рассказывается…
Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках встречаются солдатики, и какими они ещё бывают (оловянные, пластилиновые и т.д.)
Свободная лепка по теме « солдатики».
Вспомнить названия русских народных песен и их исполнителей. Беседа о быте, о русских народных традициях.

Музыкальный руководитель

   Воспитатель

Родители 

Январь
Слушание: «Зимнее утро», «Баба яга», «Неаполитанская песенка».
 Беседы о характере музыкальных пьес. Что представляют дети, когда слушают пьесу «Зимнее утро».
Этюд: «снежинки».
Импровизация: изобразить под музыку Бабу ягу.
Беседа о городе Неаполь. Показ фотографий и кинозарисовок об Италии и Неаполе с использованием мультимедиа в муз. зале.
Этюд: «Баба яга ».
Выучить стихотворение о Неаполе.
Аппликация на тему «Зима».
Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.
Принести детские книги с иллюстрациями Бабы яги.

Музыкальный руководитель

 Воспитатель

Родители 

Февраль
Слушание: «Сладкая грёза», «Мазурка».
Беседы о характере музыкальных пьес. Дать детям понятие «грёзы», сладкие сны, мечты. О чём мечтают дети…Высказывания детей.
Беседа о бальных танцах, о балах, какие ещё танцы исполнялись на балах.
Свободное рисование красками по теме «грёзы», «мечты»…
Подобрать иллюстрации с изображением балов, бальных 
костюмов, интерьеров 18-19 веков.
Вспомнить сказки, в которых речь идёт о балах.
(Золушка, Щелкунчик и т.д.)
Музыкальный руководитель

 Воспитатель
 
Родители 

Март
Слушание: «Мама», «Итальянская песенка», «В церкви».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Этюд «Мама».
Просмотр фотографий храмов с использованием мультимедиа в музыкальном зале.
Разучить стихи о маме, беседа о предстоящем празднике. Нарисовать портрет мамы. Выставка детских рисунков в музыкальном зале (к празднику «8 Марта»). Подобрать фотографии, открытки,  иллюстрации по теме «церковь», «храм».

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Родители 

Апрель
Слушание: «Песня жаворонка», «Нянина сказка».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка.
Дать понятие «няня». Можно ли по музыке определить, какую сказку она рассказывает? (Колыбельная).
Свободное рисование красками по теме «жаворонки», перелётные птицы.
Музыкальный руководитель
 
Воспитатель

Родители 

Май
Слушание: «Немецкая песенка», «Шарманщик поёт».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Разучить с детьми немецкую песенку (с текстом). Показ иллюстраций немецких городов, национальных 
костюмов
Беседа о шарманщиках. Показ фотографий и картинок с изображением шарманки.
Слушание фонограммы со звучанием шарманок.
Подбор иллюстраций с изображением шарманки.
Рисование на тему «шарманка».
Выставка рисунков по теме «Детский альбом» П.И.Чайковского» в музыкальном зале.

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Родители

1 комментарий:

  1. Уважаемая Марина Александровна! Желаю Вам реализации многих интересных проектов... Так держать!

    ОтветитьУдалить